ДЕЛО № А50-35422/2017

Дата подачи искового заявления: 18.10.2017

Дата принятия решения судом первой инстанции: 15.01.2018

Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края

Регион регистрации истца: Пермский край

Ответчик: сельскохозяйственный производственный кооператив «Юрковский»

Объект страхования: урожай сельскохозяйственных культур

 

СУТЬ ДЕЛА

Между Министерством и Кооперативом заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от неблагоприятных климатических условий (засухи) в весенне-летний период 2016 г. и застраховавшим посевы сельскохозяйственных культур (далее — Соглашение).

Согласно п. 1.1 Соглашения, названная субсидия предоставляется в размере 163 363 руб. 91 коп. и подлежит выплате за счет средств бюджета Пермского края.

Платежным поручением Министерством перечислены на расчетный счет Кооператива денежные средства в сумме 163 363 руб. 91 коп.

В целях контроля целевой направленности и эффективности использования бюджетных средств, Прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения Министерством бюджетного законодательства, в ходе которой в том числе установлено, что контролирующим органом в нарушение п. 1.4.6, 2.1.1, 3.2.8 Порядка предоставления субсидии на возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от неблагоприятных климатических условий (засухи) в весенне-летний период 2016 г. и застраховавшим посевы сельскохозяйственных культур, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.12.2016 № 1082-п (далее — Порядок), субсидия предоставлена сельскохозяйственным товаропроизводителям (в том числе кооперативу «Юрковский»), имевшим на 01.11.2016, а также на дату заключения соглашения (22.12.2016) и дату перечисления средств субсидии (28.12.2016) задолженность по обязательным платежам во внебюджетные фонды.

По результатам проверки Прокуратуры Пермского края в адрес Министерства направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Министерством в адрес Кооператива требования о возврате субсидии в сумме 163 363 руб. 91 коп. Поскольку требования о возврате субсидии в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в суд с требованием о взыскании с Кооператива предоставленной субсидии.

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (первой инстанции)

В удовлетворении иска отказано

Размер исковых требований, руб.: 163 363,91

Размер удовлетворенных требований, руб.: 0

Критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий на возмещение ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от неблагоприятных климатических условий (засухи) в весенне-летний период 2016 г.  и застраховавшим посевы сельскохозяйственных культур (далее — субсидии), цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении, определены Порядком.

Согласно п. 1.2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям края, указанным в п. 1.4 Порядка, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, понесенного в результате гибели посевов от засухи 2016 г. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 1.3, 1.4 Порядка).

Одним из условий предоставления спорной субсидии в силу п. 2.1, 1.4.6 Порядка является отсутствие у сельскохозяйственного товаропроизводителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии.

Судом установлено и материалами дела подтверждается наличие у кооператива «Юрковский» задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Так, по сведениям из Пенсионного фонда Российской Федерации, задолженность Кооператива по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и соответствующим пеням по состоянию на 01.11.2016 составила 777 314 руб. 89 коп., на 22.12.2016 задолженность отсутствовала, имелась переплата в размере 72 892 руб. 56 коп.

Из информации, полученной из Фонда социального страхования Российской Федерации, следует, что задолженность Кооператива перед Фондом по страховым взносам по состоянию на 01.11.2016 составила 66 608 руб. 24 коп., на 22.12.2016 — 63 435 руб. 72 коп. Сказанное позволяет суду прийти к выводу, что как на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключено Соглашение о предоставлении субсидии, так и на дату заключения договора от 22.12.2016 о предоставлении субсидии кооператив «Юрковский» имел непогашенную задолженность по обязательным платежам, что является нарушением условий получения субсидии.

Между тем после того как субсидия выдана, нарушение условий предоставления субсидии по отсутствию у получателя субсидии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации само по себе, в отрыве от исследования вопроса о целевом использовании полученных средств бюджета, не может являться основанием для возврата полученной субсидии, поскольку данные условия предоставления субсидии регулируют отношения, касающиеся комплекта документов, необходимых для получения субсидии.

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 17.07.2017 № 305-ЭС17-5344 по делу № А40-246296/2015, от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8674 по делу № А40-10250/2016.

Суд принимает во внимание, что органами исполнительной власти Пермского края в иных нормативных актах, регулирующих порядок предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, действие условия предоставления субсидии по отсутствию у получателя субсидии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей приостановлено до 01.01.2018 (например, Порядок предоставления поддержки племенного животноводства, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 27.05.2013 № 550-п, Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам), по кредитам, включенным в состав лизингового платежа, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 22.04.2013 № 310-п).

Анализ условий Соглашения и положений Порядка позволяет суду прийти к выводу о том, что целью предоставления спорной субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям являлось возмещение ущерба, полученного в связи с потерей урожая в результате неблагоприятных погодных условий (засухи) в 2016 г., то есть возмещения тех потерь, которые понесены до заключения Соглашения и предоставления субсидии (приобретение семян сельскохозяйственных культур, удобрений, оплата труда работников, затраты на посевные и посадочные работы и пр.).

Доказательства того, что средства субсидии направлены Кооперативом не на оплату расходов, возникновение которых обусловлено необходимостью осуществления деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, а равно доказательства нецелевого или неэффективного использования полученных денежных средств материалы дела не содержат и Министерством не представлены.

При таких обстоятельствах оснований для возврата полученной субсидии у заявителя не имелось.

С учетом изложенного основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.

Источник: решение Арбитражного суда Пермского края