До наших свиней, к счастью, болезнь еще не добралась, и в этом заслуга, в том числе, и контролирующих органов. Зато вспышки чумы уже зафиксировали у ближайших соседей. Так что в зоне риска – приграничные районы области.
Если в свиноводческом хозяйстве заразится хотя бы одно животное, уничтожить придется все поголовье в радиусе 20 километров от очага заражения. Вирус угрожает не только домашним свиньям, но и диким кабанам. Наш корреспондент Леонид Рыжиков отправился на передовую борьбы с заморским вирусом – в охотничьи угодья и узнал – наиболее эффективны против чумы – кнут и пряник.
Егерь Константин Сидоров с ружьем на плече каждый день дозором обходит владенья свои. Это только кажется, что в лесу сейчас – только мы, и больше никого. Здесь, в охотхозяйстве, кипит жизнь, почти незаметная для человека несведущего.
Константин Сидоров, егерь охотничьего хозяйства
- Следы есть и старые, запорошенные, и свежие. Следов очень много, кабан есть.
Кабаньи тропы ведут к кормушке. Три раза в неделю егеря оставляют для парнокопытных пропитание – десятки килограммов кукурузных зерен.
Сергей Севастьянов, охотовед охотничьего хозяйства
- На данную кормушку приходят три стада, в количестве 12, 16 и 8 штук. По количеству следов видно – одно из стад – свинья с поросятами нынешнего года. Вот след маленького поросенка, вот след свиньи.
Диким кабанам в Ленинградской области сегодня угрожает не голод, а - африканская чума свиней. Эта некогда экзотическая болезнь давно вышла за пределы одного континента. Вирус проник в Европу, а в последние годы его находят и у животных в российских хозяйствах.
Леонид Рыжиков, корреспондент
- В Ленинградской области до сих пор не зафиксировали ни одного очага заражения африканской чумой свиней. Зато такие вспышки регулярно фиксируют у ближайших соседей – Новгородской, Псковской областей и в Эстонии – до нее здесь всего-то пара десятков километров. Так что здесь, в лесах Сланцевского района, фигурально выражаясь, проходит передний край обороны против этого заболевания.
Военные бы назвали такой маневр отступлением. Егеря выманивают кабанов как можно дальше от условной линии фронта. Кормушки передвигают вглубь границ, в тылы. Сытый кабан – ленивый кабан. Далеко не уйдет, а значит, и риск подцепить инфекцию – минимальный.
Михаил Могучев, начальник юго-западного отдела комитета по охране и регулированию объектов животного мира Ленинградской области
- Зверя мы подтягиваем от границы, где есть чума свиней, к себе в хозяйство. И производится регулярная подкормка зверя, чтобы миграционных процессов не происходило, чтобы зверь жил отдельно с не контачил с заболевшими животными с сопредельной стороны
Их не только кормят на убой, но и отстреливают. Это еще один, более кровавый, но не менее эффективный способ борьбы с чумой.
Алексей Чистяков, директор Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Сосновское государственное опытное охотничье хозяйство»
- Происходит регулирование численности, происходит процесс охоты. И без ущерба для популяции дикого кабана, можно без ущерба отстреливать, добывать до 80 процентов приплода, который появился в этом году.
И тут на помощь егерям приходят охотники. Что для одних – работа, для других – хобби.
Если мы берем двустволку, то прежде всего это два стабильных выстрела, в зависимости от того, чем у вас стволы заряжены, можно выбрать – либо дробью, либо пулей
Охота на кабана становится модной. Это замечают в охотничьих магазинах. Все чаще покупатели просят посоветовать – с чем идти на дикую свинью. Какие нужны патроны, какая амуниция. Раньше разрешение на отстрел кабана выдавали по лимиту. Сейчас строгих ограничений нет. Охотники теперь – тоже санитары леса.
Дмитрий Беляков, продавец охотничьего магазина
- Для охоты на кабана калибр, который можно использовать, скажем так, эффективнее было бы использовать – это, наверное, от калибра 308вин до калибра 9,3 на 60. Это самые эффективные патроны, которые могут остановить крупного зверя.
В последние годы все трофеи достаются только местным охотникам. Заезжих стрелков к зверю и близко не подпускают.
Сергей Севастьянов, охотовед охотничьего хозяйства
- Сейчас ограничен въезд охотников со стороны. Это распоряжение губернатора, не все могут приехать. С Ленинградской области приезжают охотники, а дальше уже не приезжают. Приезжая с других регионов они являются источниками вирусов, тем более, если они приезжают с неблагоприятных территорий.
Мясо кабана – деликатес. Но перед тем, как пустить тушу на шашлык, каждое животное проверяют на вирусы. Внутренние органы упаковывают под вакуумом и отправляют на ветстанцию. И только если врачи дадут добро, туша разделывается и отправляется на кухню.
Сергей Севастьянов, охотовед охотничьего хозяйства
- Целиком туша везется сюда, разделка производится только на разделочном пункте, именно здесь, потом везем на анализ, и только по истечению анализа он сможет забрать это мясо.
В Ленинградской области около 9 тысяч кабанов. Заболеет один – заразятся и остальные. Но самое страшное – болезнь может перекинуться на домашних свиней. А это – огромные потери для сельского хозяйства. Вакцины от этой заразы у ветеринаров нет. Ущерб от африканской чумы свиней в России уже превысил 37 миллиардов рублей. До недавнего времени считалось – человеку свиной вирус не страшен. Но последние исследования говорят об обратном.
Ольга Кузьмина, начальник отдела организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, лабораторному мониторингу и ветеринарно-санитарной экспертизе Управления ветеринарии Ленинградской области
- Есть научные разработки, которые говорят о том, что люди, которые работали в очагах с ачс, имеют специфические антитела. Они определяются методами, и эти антитела в крови, в организме так и остаются. А поскольку вирус специфический, он обладает эффектом, снижающим общий иммунитет, неизвестны последствия.
Военные действия в лесах Ленобласти продлятся до конца февраля, пока не закроется охотничий сезон. Подкармливать кабанов будут и дальше – до тех пор, пока не сойдет снег и не вырастет свежая трава.
Источник: Ленинградская областная телекомпания
6921 просмотр