Например, недавний град в Ставропольском крае повредил 70,1 тыс. га и полностью уничтожил 27,2 тыс. га посевов сельхозкультур, погибли виноградники на площади в 710 га, уничтожены 1 тыс. га садов. По мнению экспертов, потери урожая фруктов в крае от этого стихийного бедствия составят как минимум 20–30%. В Ростовской области град повалил озимую пшеницу, ячмень, зернобобовые. В Республике Дагестан – нашествие саранчи, насекомые на полях появились в конце апреля, на месяц раньше обычного, специалисты прогнозируют распространение вредителя на площади более 50 тыс. га, что кратно больше уровня прошлого года.
В 2015 г. в связи с неблагоприятными погодными условиями (засуха, наводнение, природные пожары) в 14 субъектах РФ был введен режим чрезвычайной ситуации, в 12 регионах случилась засуха, Забайкальский край и Республика Хакасия подверглись природным пожарам, в Приморском крае было наводнение.
В результате на компенсацию ущерба, причиненного сельхозпроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2014 и 2015 гг., из федерального бюджета было выделено 7 млрд 273,7 млн руб.
«Казалось бы, логично и очевидно, что столь высокие риски необходимо страховать повсеместно и обязательно, а не надеяться на «авось» или что государство «подаст погорельцам». Однако в российском сельхозпроизводстве мы наблюдаем обратную тенденцию. Как показывает статистика, из 85 субъектов РФ в программе страхования с господдержкой в области растениеводства в 2015 г. приняли участие лишь 56 регионов (почти на 10% меньше, чем в 2014 г.). Договоры сельхозстрахования с государственной поддержкой заключили 2 тыс. 751 хозяйство, что вдвое меньше уровня предыдущего года», – отметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы от Ставропольского края Ольга Тимофеева.
К примеру, удельный вес застрахованных площадей в 2015 г. в Северо-Кавказском федеральном округе составил 16,1%. В Центральном федеральном округе застраховано лишь 13,1% посевных и посадочных площадей, в Приволжском – 13,0%, в Южном – 11,7%, в Северо-Западном – 7,8%, в Уральском – 6,9%, в Дальневосточном – 6,8%, в Сибирском – 6,1%. В Крымском федеральном округе страхование урожая сельскохозяйственных культур с господдержкой вообще не осуществлялось.
«Что же в итоге происходит? Страховаться аграрии не хотят, а наступает страховое событие, и все обращаются к государству, просят денег. Во всем мире агрострахование гораздо эффективнее прямых выплат из бюджета при наступлении чрезвычайных ситуаций, которые являются непредсказуемыми. Государство не может постоянно резервировать в бюджете средства на покрытие потерь от масштабных катастроф в агробизнесе. Однако в России у сельхозпроизводителей сложилось недоверие к страховым компаниям, которые зачастую ищут различные предлоги для отказа в выплате компенсации при наступлении страхового случая или занижают реальные наступившие потери», – говорит руководитель сельскохозяйственного предприятия из Саратовской области Александр Ратачков.
Согласно закону о господдержке в сфере сельскохозяйственного страхования государство должно компенсировать аграрию 50% стоимости страхового полиса, однако регламенты по предоставлению этих субсидий разрабатывают региональные органы власти. Складывается парадоксальная ситуация, когда в соседних регионах требуемые документы, которые должен предоставить сельхозпроизводитель, отличаются как по количеству, так и по содержанию. Завышенные требования к предоставляемым документам на получение госсубсидии зачастую являются одним из основных ограничений по доступности господдержки в сфере агрострахования.
По итогам совещания по вопросам развития сельского хозяйства, состоявшегося в сентябре 2015 г. в Ростове-на-Дону, президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин подписал поручение Минсельхозу, Минфину, Минэкономразвития РФ совместно с отраслевыми союзами подготовить предложения по изменению системы страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой. Но до сих пор поручение не снято с контроля.
«Сельскохозяйственное страхование будет эффективно и действенно при условии, когда страховые компании, сельхозпроизводители и государство будут действовать в рамках единых правил и правильно понимаемых интересов. Для этого необходима стандартизация и повышение прозрачности порядка получения средств государственной поддержки вместо разрозненных региональных правил, упрощение процедуры заключения договора и выплаты страхового возмещения аграриям, введение единых стандартов оценки ущерба при наступлении страхового случая. Чем быстрее агрострахование законодательно станет основным источником покрытия убытков от стихийных бедствий, тем быстрее государство избавится от этого бремени непредвиденных расходов, а сельхозпроизводители получат гарантированную уверенность в получении запланированной прибыли», – резюмировала Ольга Тимофеева.
Источник: Общероссийский народный фронт
5439 просмотров