Продолжение активного распространение африканской чумы свиней (АЧС) в странах Прибалтики и Украины в очередной раз подтверждает характеристику трансграничного заболевания домашних свиней и кабанов, приводящее к огромным экономическим потерям неблагополучных стран. Российские компетентные службы с начала возникновения АЧС в Грузии (2007) и дальнейшего проникновения инфекции на европейскую часть России неоднократно делали заявления о необходимости тесного международного сотрудничества по обузданию АЧС, большому риску непредсказуемого возникновения ее на любой территории. Однако призывы российских ветеринаров вовремя не были услышаны. В результате чего вирус АЧС однажды попав на территорию Прибалтийских стран укоренился и получил масштабное распространение на территории четырех государств (Польша, Латвия, Литва и Эстония). На территории Украины также отмечается активное распространение инфекции в популяции домашних свиней и диких кабанов.
Особенности ведения свиноводства, обилие мелкотоварных хозяйств, задействованных в коммерческом обороте свинины делает эти страны, неблагополучные по АЧС и участвующие в экспортных поставках свинины, не только непривлекательными, но и опасными с точки зрения ь распространения вируса.
Ситуация по АЧС в странах Евросоюза
С момента первичного заноса и дальнейшего масштабного распространения заболевания дикими кабанами на территории стран восточной Европы сформировалась обширная зона неблагополучия по АЧС. Несмотря на повсеместную декларацию предпринимаемых действий на различных уровнях, включающих: контроль над природным резервуаром (дикие кабаны), проведение политики «стемпинг-аута», карантин, контроль передвижения восприимчивого поголовья и зонирование территорий, в странах восточной Европы практически ежедневно регистрируются новые очаги АЧС, что указывает на укоренение заболевания и повышения риска к дальнейшему распространению.
За неполные два года с момента первого официально подтвержденного случая АЧС в Европе зарегистрировано уже более 1300 очагов инфекции, что почти в два раза больше чем суммарное количество очагов за 8 лет эпизоотического неблагополучия России. Это подтверждает позицию Россельхознадзора о достаточно «мягком» подходе компетентных служб неблагополучных европейских стран к решению проблемы АЧС. Особую озабоченность Россельхознадзора вызывают очаги инфекции и качество проводимых ликвидационных мероприятий в Латвии и Эстонии в районах граничащих с Псковской и Ленинградской областями РФ. В этих субъектах России расположен ряд крупных свиноводческих предприятий и длительное время не фиксируется очагов инфекции.
В Литве заболевание первоначально установлено 24 января 2014 года. За весь период наблюдения установлено 145 очагов, из них за 2015 год сообщено о 121 вспышке инфекции.
В Польше заболевание впервые установлено феврале 2014 года. За весь период наблюдения зафиксировано 79 вспышки инфекции. За 2015 год - 47 вспышки, из которых 46 в популяции дикого кабана на территории Подлядского воеводства.
В Латвии согласно данным МЭБ первый случай установлен 16 июля 2014 года, когда было сообщено о 3 павших диких кабанах найденных возле границы с Беларусью, в этот же день АЧС установлена у 3 домашних свиней из личного подсобного хозяйства. За весь период наблюдения сообщается о 762 очагах заболевания. В 2015 году 542 очага, в 10 случаях заболевание выявлено у домашних свиней: в Даугавпилсском (3 очага), Циблском (1 очаг), Алойском (2 очага), Салацгривском (1 очаг), Резекненском (2 очага) и Мазсалацском (1 очаг) краях.
Официально Эстония о первой вспышке заболевания впервые сообщило 2 сентября 2014 года, когда был обнаружен труп дикого кабана. Всего с начала заболевания зафиксировано 426 очагов среди домашних и диких свиней на территории 11 уездов (IDA-VIRU, JÄRVA, JÕGEVA, LÄÄNE-VIRU, PÄRNU, PÕLVA, RAPLA, TARTU, VALGA, VILJANDI, VÕRU). За три первых месяца 2015 года Эстония регулярно сообщала в МЭБ об обнаружении инфицированных диких кабанов, без декларации вспышек заболевания. Однако уже с апреля появляется нотификация вспышек среди дикого кабана. В 2015 году случаи заболевания свиней АЧС на коммерческих фермах отмечены в уездах: VALGA,VILJANDI, JÄRVA, JÕGEVA, TARTU, VÕRU (12 очагов) и в личных подсобных хозяйствах на территории уездов VALGA, VILJANDI и LÄÄNE-VIRU (6 очагов). Остальные 408 случаев заболевания диагностированы у диких кабанов.
Высокая плотность поголовья кабанов на территории континентальной Европы усложняет контроль и искоренение инфекции, а также являться путём прогрессии географического распространения АЧС как в западном, так и в восточном направлении. По официальным данным ФАО, численность кабанов на территории Европы достигает 4,5 млн. особей.
Особое внимание обращает на себя ситуация с распространением АЧС в 2015 в Р. Украина.
По данным МЭБ за период с 30 июля 2012 г. по 5 ноября 2015 г. на территории Украины выявлен 41 очаг африканской чумы свиней. Из них 31 – среди домашних животных и 10 – среди диких. Необходимо отметить, что одни из последних очагов инфекции зарегистрированы в Одесской и Николаевской областях находящихся на достаточном удалении от многочисленных вспышек на севере страны. Тот факт, что эти вспышки произошли в популяции домашних свиней может говорить об отсутствии достаточного контроля за перемещением потенциально опасной продукции из очагов АЧС. Этот факт подтверждает высказанную ранее Россельхознадзором озабоченность и прогнозы по поводу активного распространения инфекции в Украине в западном направлении и далее в балканские страны, где популяция дикого кабана многочисленна.
Увеличение количества новых очагов в летние месяцы подтверждает тенденцию сезонной заболеваемости АЧС животных (домашних и диких). По мнению многочисленных наблюдений, в том числе российских ученых, наибольшее число вспышек инфекции отмечается в летние месяцы (июнь-август) каждого года. Летний пик неблагополучия обусловлен особенностями хозяйственной деятельностью человека, содержанием свиней и оборотом стада свиней, в том числе в личных подсобных хозяйствах граждан восточной Европы.
В связи с этим создание обширных (100-150 км) буферных зон вокруг неблагополучных территорий, при качественном выполнении других профилактических мер, должно минимизировать риск распространения инфекции, на что Россельхознадзор неоднократно указывал компетентным службам ЕС в своих прогнозах по дальнейшему развитию ситуации.
Источник: Россельхознадзор
6940 просмотров