Верховный суд отказал Краснодарскому управлению ветеринарии в пересмотре судебного дела, в рамках которого из казны края в пользу «Ингосстраха» было взыскано 139,3 млн р. Спор был связан с гибелью животных, принадлежащих ООО «Делемит», от вируса африканской чумы свиней. Страховщик произвел выплату хозяйству, а затем в порядке регресса взыскал убытки с управления ветеринарии.
В 2011 г. между «Ингосстрахом» и ООО «Делемит» были заключены два договора страхования животных (поголовья свиней). В августе 2012 г. сельхозпредприятие уведомило компанию о наступлении страхового случая – Кропоткинской краевой ветеринарной лабораторией был выявлен вирус африканской чумы свиней. В период с 6 по 11 августа на основании постановления губернатора Краснодарского края ООО «Делемит» вынуждено было уничтожить поголовье свиней в связи с опасной болезнью. Всего утилизировано 41 226 голов. В связи со страховым случаем «Ингосстрах» выплатил хозяйству 139,3 млн р. возмещения.
В силу ст. 965 ГК РФ к страховщику перешло право требования в пределах выплаченной суммы к лицам, ответственным за убытки. Действующим законодательством предусмотрена компенсация за отчуждение животных при ликвидации очагов особо опасных болезней и определены средства, за счет которых производится такая компенсация. Довод управления ветеринарии о том, что законодательством предусмотрено возмещение ущерба за свиней, отчужденных в первой угрожаемой зоне, и не предусмотрено, если свиньи уничтожены в очаге инфекции, суд отклонил. Также суд первой инстанции признал несостоятельным довод ответчика о том, что необходимость уничтожения свиней вызвана, в том числе, нарушением сельхозпредприятием ветеринарно-санитарных правил. Закон о ветеринарии и принятый на его основании нормативный акт не устанавливают зависимость выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от соблюдения ими ветеринарных норм и правил, говорится в решении суда.
Управление ветеринарии в суде также заявило о пропуске срока исковой давности, который, по мнению ответчика, следует исчислять с 4 августа 2012 г. Согласно ст. 195 ГК РФ срок исковой давности составляет три года и начинается со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права. Поскольку исковые требования были заявлены в суд 8 октября 2014 г., срок давности не пропущен, пришел к выводу Арбитражный суд Краснодарского края. Суд постановил взыскать с Краснодарского края в лице Государственного управления ветеринарии за счет казны 139,3 млн р. в пользу ОСАО «Ингосстрах». Апелляционная и кассационная инстанции оставили это решение в силе, а Верховный суд РФ не нашел оснований для пересмотра ранее принятых судебных актов.