Доклад Александра Ткачева об итогах деятельности Министерства сельского хозяйства РФ в 2015 году и задачах на 2016 год
Добрый день, Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
В прошлом году впервые в Государственной программе развития сельского хозяйства были выделены приоритеты, направленные на импортозамещение. В целях стимулирования роста сельхозпроизводства введены новые механизмы поддержки отрасли.
Приоритетное внимание государства к отрасли и увеличение господдержки до 222 млрд рублей (а это на 15% больше, чем годом ранее) позволили сохранить стабильный рост сельхозпроизводства.
Как Вы уже отметили в Вашем вступительном слове, в прошлом году рост в сельском хозяйстве составил 3%(в 2014 г. – 3,5%).
Собран хороший урожай зерна: 104,8 млн т. Урожай пшеницы увеличился почти на 4% (и достиг порядка 62 млн т), что позволит полностью обеспечить внутренние потребности и направить на экспорт порядка 24-25 млн т пшеницы (в этом сельхозгоду, то есть с 1 июля 2015 г. по 1 июля 2016 г.). Это увеличивает доходы страны и поднимает международный престиж России в качестве лидера по экспорту пшеницы на мировой арене.
Достигнуты рекордные показатели по сбору кукурузы (13,2 млн т), рису (1,1 млн т), сои (2,7 млн т) игречихи (900 тыс. т). Выросло производство овощей и картофеля (на 4% и 7%).
В ходе реализации программы импортозамещения важно обеспечить ускоренное развитие тепличного овощеводства. И здесь у нас тоже позитивные сдвиги.
В прошлом году мы привлекли инвесторов в это перспективное направление, направив первый миллиард рублей на компенсацию прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию теплиц. За счет ввода (в 2015 году) более 200 га новых современных теплиц сбор тепличных овощей увеличился на 4% (и превысил 700 тыс. т).
В текущем году на эту меру поддержки будет направлено еще порядка 3 млрд руб., что обеспечит прирост производства тепличных овощей на 100 тыс. т. Но такие темпы недостаточны. Чтобы реализовать поставленные задачи по импортозамещению в ближайшие 5 лет нужно удвоить эту цифру и ежегодно производить дополнительно 200 тыс. т овощей.
В животноводстве сохранилась положительная динамика. Производство скота и птицы (на убой в живом весе)увеличилось на 4% (до 13,5 млн т) за счет роста в птицеводстве (8% до 6 млн т) и свиноводстве (4% до 4 млн т).
Справочно:
В январе-марте т. г. производство скота и птицы выросло на 6%.
Выросло производство молока в сельхозпредприятиях (на 2,4%) и фермерских хозяйствах (на 6,1%). Однако с учетом сокращения производства в личных подсобных хозяйствах (на 3,3%), прироста в производстве молока нет.
Справочно:
Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2015 году составило 30,8 млн т, что соответствует уровню 2014 г.
В январе-марте 2016 г. рост производства молока в хозяйствах всех категорий составил 1,3%, рост продуктивности – почти 6%.
В полной мере заработал механизм технической модернизации отрасли. За счет трехкратного увеличения средств на покупку сельхозтехники по льготным ценам (до 5,2 млрд руб.) удалось существенно увеличить число приобретенной техники (в 1,4 раза, приобретено почти 10 тыс. ед. техники). Однако темпы пока недостаточны: выполнен план только по поставке зерноуборочных комбайнов, а по тракторам и кормоуборочным комбайнам план еще не достигнут.
Благодаря принятому Вами в феврале решению на эту меру поддержки в текущем году направлено10 млрд руб. Это существенное решение технического перевооружения отрасли.
В 2015 году в целях стабилизации ситуации на рынке аграрного кредитования Правительство внесло изменения в правила субсидирования с учетом резкого повышения ключевой ставки Банка России. В результате удалось значительно снизить стоимость кредитов.
Краткосрочные кредиты с учетом субсидий обходились заемщикам от 4% до 7% годовых, инвестиционные – от 5% до 8%.
Благодаря решению Правительства в прошлом году совокупный объем кредитования в отрасли увеличился на 9% (по сравнению с 2014 г. и составил 1 трлн 130 млрд руб.). По краткосрочным кредитам рост составил 18% (до 836 млрд руб.). Это обусловлено увеличением потребности сельхозпроизводителей именно в кредитах на обеспечение своей текущей деятельности. И в текущем году продолжается рост объемов краткосрочного кредитования (по предварительным данным банков на 51%), поэтому есть дополнительная потребность в субсидиях на эти цели.
Наше предложение нашло отражение в плане действий Правительства в экономике на 2016 год в объеме 23 млрд руб. Правительство уточнит источник финансирования по итогам работы в I полугодии.
По инвестиционным кредитам удалось избежать резкого снижения объемов кредитования, хотя аналитики прогнозировали серьезное замедление инвестактивности. Произошло лишь незначительное снижение на 2%(до 294 млрд руб.).
Положительными факторами в повышении доступности инвестиционных кредитов в АПК в 2015 г. стали:
- введение новой меры поддержки – компенсации прямых понесенных затрат при строительстве и модернизации объектов АПК, а также механизма проектного финансирования ;
- предоставление госгарантий по кредитам с целью пополнения оборотных средств;
‑ докапитализация Россельхозбанка в размере 10 млрд руб. в результате банку удалось дополнительно предоставить в отрасль 37 млрд руб. кредитов.
По итогам 2015 года общее финансовое положение сельхозпроизводителей улучшилось. Средняярентабельность с учетом господдержки выросла до 22%.
Впервые за последние 10 лет рентабельность сельхозпроизводителей с учетом господдержки достигла 22%. Без учета господдержки рентабельность была бы около 11%, что не позволило бы привлечь инвестиции в отрасль.
Прибыль до налогообложения на треть превысила показатели прошлого года (с учетом субсидий – 345 млрд руб.), выросла и доля прибыльных хозяйств в общей численности сельхозорганизаций (на 7 процентных пунктов до 87,6%).
Рост выручки сельхозпроизводителей также повлиял на положительную динамику уровня заработной платы в отрасли. В 2015 году она выросла на 12% до 21 тыс. 600 руб. и находится на уровне 64% к средней по экономике.
Возросшая в прошлом году господдержка фермеров обусловила значительное увеличение числа грантополучателей: количество начинающих фермеров, получивших гранты, выросло более чем на 40% (до 3508 фермеров), а семейных животноводческих ферм – почти на 30% (до 953 ферм).
Выросли показатели продовольственной безопасности по ряду направлений. Россия полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем. В прошлом году впервые за долгие годы нам удалось достичь и даже превысить порог Доктрины продовольственной безопасности по мясу. Доля отечественной мясной продукции в общем объеме ресурсов достигла 87,4% (в Доктрине – 85%, в 2014 г. – 82%).
Только за последний год поставки импортного продовольствия сократились на треть (33,6% до 26,5 млрд долларов США против 39,9 млрд долл. США в 2014 году), при этом импорт мяса птицы сократился почти в 2 раза (до 253,4 тыс. т на 44,2% по сравнению с 2014 г.), а по свинине Россия перестала быть крупнейшим импортером в мире (в 2015 г. импорт составил 304,5 тыс. т).
Рост производства создал стимулы для производителей к экспорту этих видов мяса. В 2015 году экспорт мяса птицы и свинины вырос на 20%. В целом по итогам года Россия экспортировала сельхозпродукции и продовольствия на 16 млрд долларов США – это в 2 раза больше, чем 5 лет назад (но ниже уровня 2014 г. на 15%).
Теперь у нас есть еще одно важное направление работы: поддержка экспорта, и мы нацелены на завоевание азиатских рынков.
Что касается задач текущего года, главное сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее значимых направлениях программы импортозамещения. Об этом Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили на форуме в Саратове.
В текущей экономической ситуации и федеральный центр, и регионы, и сельхозпроизводители должны мобилизовать внутренние ресурсы для достижения желаемых результатов.
Рекомендую регионам провести детальный анализ планов производства сельхозпродукции и мощностей по ее хранению. Инвестиции надо направлять в первую очередь туда, где необходимо сократить импорт и дефицит мощностей по переработке и хранению. Здесь нужна слаженная работа регионов с федеральным центром и банками для определения и развития «точек роста».
В текущем году мы проведем работу с отраслевыми союзами и регионами с тем, чтобы обеспечить переход к широкому использованию типовых проектных решений инвестпроектов (реализуемых с господдержкой в АПК), что существенно сократит затраты инвесторов, а значит и расходы бюджета.
Еще одним из важнейших направлений работы с сельхозпроизводителями для нас является стимулирование к внедрению передовых инновационных технологий. У нас в отдельных регионах средний надой на 1 корову достигает лишь 4 тыс. т, в то время как на современных фермах этот показатель достигает 11 тыс. т. А значит, у нас есть огромный резерв и ресурс роста за счет повышения эффективности в молочной отрасли. Модернизация позволит повысить качество продукции и рентабельность производства.
Минсельхоз в этом году также планирует упростить предоставление субсидий. Стоит задачаконсолидировать меры господдержки, сохранив роль федерального центра по определению приоритетных направлений развития сельского хозяйства. Эту задачу будем выполнять точечно в тесном взаимодействии с отраслевыми союзами и регионами.
В отношении земель сельхозназначения, нами подготовлены поправки, упрощающие процедуры продления договора аренды сельхозземель и их выкупа. Уверен, что уже в этом году этот вопрос будет решен, как и проблема совершенствования механизма изъятия сельхозземель у недобросовестных собственников. Соответствующие предложения будут рассмотрены Госдумой до конца весенней сессии.
Мы проведем работу по совершенствованию механизма несвязанной поддержки для эффективного распределения средств, учитывающего специфику различных территорий.
В поле внимания, естественно, остается вопрос обеспечения отрасли льготными кредитами. Мы планируем перейти к системе краткосрочного кредитования, при которой сельхозпроизводители берут кредит по фиксированной процентной ставке в пределах 5%. При этом крайне важно обеспечить обязательства государства достаточным объемом средств господдержки, чтобы удовлетворить потребности сельхозпроизводителей.
Продолжение следует…
Источник: Пресс-служба Минсельхоза России
5306 просмотров