ДЕЛО № А33-17445/2014

Дата подачи искового заявления: 04.09.2014

Дата принятия решения судом первой инстанции: 28.04.2015

Истец: ООО «Мильман-Агро»

Регион регистрации истца: Красноярский край

Ответчик: Министерство сельского хозяйства Красноярского края

Объект страхования: урожай сельскохозяйственных культур

 

Дата подачи апелляционной жалобы: 04.06.2015

Дата принятия решения судом апелляционной инстанции: 16.07.2015

Заявитель: ООО «Мильман-Агро»

 

Дата подачи кассационной жалобы: 21.09.2015

Дата принятия решения судом кассационной инстанции: 28.10.2015

Заявитель: ООО «Мильман-Агро»

 

Дата подачи кассационной жалобы в ВС: 25.11.2015

Дата принятия решения ВС: 13.01.2016

Заявитель: Министерство сельского хозяйства Красноярского края

 

Дата подачи искового заявления после отмены судебного решения судом вышестоящей инстанции: 18.11.2015

Дата принятия решения судом первой инстанции (после принятия постановления судом кассационной инстанции): 11.03.2016

Истец: ООО «Мильман-Агро»

 

СУТЬ ДЕЛА

19.05.2014 истец обратился к ЗАО СК «Авангард Полис» с заявлением на страхование урожая сельскохозяйственных культур, в котором указан срок страхования с 19.05.2014 по 31.12.2014.

19.05.2014 между ЗАО СК «Авангард Полис» и истцом был заключен договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой.

19.05.2014 между ЗАО СК «Авангард Полис» и истцом заключено дополнительное соглашение к договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой от 19.05.2014 , которым заявление на страхование изложено в новой редакции, согласно которому срок страхования указан с 27.04.2014 по 31.12.2014, сроки сева пшеницы яровой — с 26.04.2014 по 06.06.2014, ячменя ярового — с 20.04.2014
по 06.06.2014. Новая редакция заявления на страхование датирована 27.04.2014.

19.05.2014 между ЗАО СК «Авангард Полис» и истцом заключено дополнительное соглашение к договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой от 19.05.2014, которым договор изложен в новой редакции, согласно которой дата договора указана — 27.04.2014. В пункте 1.1 новой редакции договора указано, что договор заключен на основании письменного заявления на страхование от 27.04.2014 и в соответствии с «Правилами страхования (стандартными) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой (ред. 30.12.2011)». В пункте 3.8 новой редакции договора страхования указан срок страхования с 27.04.2014 по 31.12.2014.

05.06.2014 между ЗАО СК «Авангард Полис» и истцом заключено дополнительное соглашение к договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, согласно которому в новой редакции изложена дата заключения договора страхования, стороны согласовали считать датой заключения договора — 05.06.2014.

05.06.2014 между ЗАО СК «Авангард Полис» и истцом заключено дополнительное соглашение к договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой от 27.04.2014, которым заявление на страхование урожая сельскохозяйственных культур изложено в новой редакции.

05.06.2014 между ЗАО СК «Авангард Полис» и истцом заключено дополнительное соглашение к договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой от 27.04.2014, которым договор изложен в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 17.07.2014 стороны изменили срок страхования, указав, что срок страхования оканчивается 31.03.2015.

04.07.2014 истец обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с заявлением о перечислении субсидии на расчетный счет страховой организации. В заявлении истец просит перечислить страховую премию в размере 5 902 106 руб. 32 коп. на счет страховой организации.

04.07.2014 истец обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с заявлением о перечислении субсидии на расчетный счет страховой организации. В заявлении истец просит перечислить страховую премию в размере 3 081 312 руб. 73 коп. на счет страховой организации. К заявлению приложены соответствующие документы, в том числе дополнительные соглашения.

05.08.2014 Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края направлено в адрес истца уведомление об отказе в предоставлении государственной поддержки, со ссылкой на то, что возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», постановлением Правительства Красноярского края от 16.07.2013 № 350-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства, том числе перечня, форм, сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий» и статьей 24 Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края». В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при условии заключения ими договора страхования со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования и являющейся членом объединения страховщиков. Согласно представленному пакету документов договор страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой между ЗАО СК «Авангард Полис» и истцом заключен 19.05.2014. Свидетельство, выданное ЗАО СК «Авангард Полис», о членстве в Союзе «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса — Национальный союз агростраховщиков» датировано 05.06.2014. То есть на момент заключения договора страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, ЗАО СК «Авангард Полис» не являлось членом объединения страховщиков, что является нарушением условий предоставления государственной поддержки.

При таких обстоятельствах истец обратился в суд с заявлением.

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (первой инстанции)

В удовлетворении иска отказано

Размер исковых требований, руб.: 8 983 419,05

Размер удовлетворенных требований, руб.: 0

Из представленных в материалы дела заявления на страхование от 19.05.2014, полиса страхования от 27.06.2014, договора страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, от 19.05.2014, заявления о перечислении субсидии на расчетный счет страховой организации истцом следует, что договор страхования заключен с ЗАО СК «Авангард Полис» именно 19.05.2014. Согласно сведениям, предоставленным департаментом страхового рынка Банка России, в отношении ЗАО СК «Авангард Полис» не принимались лицензионные санкции в виде отзыва, приостановления или ограничения действия лицензии на осуществление страхования, с 17.11.1995 ЗАО СК «Авангард Полис» состоит в Ассоциации агропромышленных страховщиков «Агропромстрах».

Согласно письму ААС «Агропромстрах» решением общего собрания участников от 15.04.2014 ЗАО СК «Авангард Полис» исключено из числа участников ААС «Агропромстрах» за непредставление отчетности, неуплату и нарушение сроков уплаты в фонд компенсационных выплат. В материалы дела представлена выписка из протокола общего собрания ААС «Агропромстрах» от 15.04.2014, согласно которой утверждено решение Наблюдательного совета от 14.04.2014 об исключении ЗАО СК «Авангард Полис» из состава членов ААС «Агропромстрах». Данное решение вступает в силу, если до 28.04.2014 не будет перечислена задолженность в Фонд компенсационных выплат в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4.10 устава ААС «Агропромстрах» член Ассоциации может быть исключен из Ассоциации решением общего собрания членов Ассоциации, если член Ассоциации систематически (два и более раз в течение 12 месяцев) частично или полностью не уплачивает взносы и иные обязательные платежи в Ассоциацию в сроки, определяемые в соответствии с уставом и правилами профессиональной деятельности.
В соответствии со свидетельством ЗАО СК «Авангард Полис» является членом Союза «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса — Национальный союз агростраховщиков» с 05.06.2014.

Таким образом, в период с 28.04.2014 по 04.06.2014 (включительно) ЗАО СК «Авангард Полис» не являлось членом объединения страховщиков. Договор страхования от 19.05.2014, представленный заявителем в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, заключен со страховщиком ЗАО СК «Авангард Полис», не являющимся на дату заключения договора (19.05.2014) членом объединения страховщиков.

Последующее заключение между страховщиком и страхователем дополнительных соглашений к договору страхования не изменяет фактической даты заключения договора страхования — 19.05.2014. Подписание страхователем и страховщиком дополнительных соглашений, по условиям которых стороны договора страхования изменяли даты заключения договора сначала на 27.07.2014, впоследствии — на 05.06.2014, не влечет изменения фактической даты возникновения между истцом и ЗАО СК «Авангард Полис» отношений из договора страхования — 19.05.2014. Действия страховщика и страхователя, направленные на изменение даты заключения договора страхования, расцениваются судом как злоупотребление правом, направленное на незаконное получение государственной поддержки при заключении договора страхования со страховщиком, не являющимся на дату фактического заключения договора страхования членом объединения страховщиков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса края являются в том числе несоблюдение субъектом, претендующим на получение государственной поддержки, условий предоставления государственной поддержки, предусмотренных названным Законом. Представление заявителем в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края договора страхования от 19.05.2014, заключенного между истцом и ЗАО СК «Авангард Полис», не являющимся на дату заключения договора страхования членом объединения страховщиков, противоречит положениям пункта 3 статьи 24 Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 и в силу подпункта «г» пункта 3 статьи 8 указанного Закона является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки.

При таких обстоятельствах был сделан вывод, что уведомление об отказе в предоставлении государственной поддержки от 05.08.2014 принято Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Источник: решение Арбитражного суда Красноярского края

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (апелляционной инстанции)

Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из нарушений истцом условий предоставления государственной поддержки, предусмотренных Законом Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерном отказе заявителю в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что им соблюдены условия пункта 3 статьи 24 Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487
«О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края».

Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, был сделан вывод о том, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.

Источник: постановление Третьего арбитражного апелляционного суда

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (кассационной инстанции)

Отменить постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт

Оспаривая отказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в предоставлении государственной поддержки, заявитель указывал на то, что отказ в возмещении части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования является незаконным.

При этом заявитель исходил из того, что указанные Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края основания к отказу (на момент заключения договора страхования компания не являлась членом объединения страховщиков) не соответствовали фактическим обстоятельствам: на момент обращения общества к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края третье лицо являлось членом объединения страховщиков.

И суд первой инстанции, и суд апелляционной инстанции, указывая на законность действий Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, ссылаются на отсутствие у страховой компании на момент заключения сторонами договора страхования статуса члена объединения страховщиков.

Суд кассационной инстанции считает указанный вывод судов неправомерным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Применительно к договору страхования момент заключения и вступления в силу связан с моментом уплаты страховой премии или первого взноса, если иное не предусмотрено сторонами договора.

Более того, как установлено судами, на момент обращения в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с заявкой о возмещении части затрат на уплату страховой премии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой (04.07.2014), страховщик отвечал требованиям, установленным пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 260-ФЗ, поскольку в объединение страховщиков был принят 05.06.2014.

Вместе с тем, признавая отказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в предоставлении государственной поддержки законным, суды не учли положения указанных выше норм материального права и условий договора, заключенного между истцом и страховщиком.

Момент вступления указанного договора в силу связан с уплатой страховой премии (первого взноса) (пункт 2.7 договора от 19.05.2014
(с учетом дополнительного соглашения — договор от 05.06.2014)).

Учитывая изложенные обстоятельства, отказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в предоставлении государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, оформленный уведомлением, является незаконным.

Поскольку при рассмотрении спора судами при принятии судебных актов были допущены нарушения норм материального права, решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.04.2015 по делу № А33-17445/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по тому же делу на основании части 2 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене.

С учетом того, что обстоятельства, связанные с возможностью принятия восстановительной меры, судами не исследовались, дело в указанной части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Источник: постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа

 

ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

В передаче кассационной жалобы Министерства сельского хозяйства Красноярского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказать

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда округа фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение оспариваемым судебным актом его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судом норм материального и процессуального права.

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ, по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения на судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Источник: определение Верховного Суда Российской Федерации

 

ПОЗИЦИЯ СУДА (первой инстанции после принятия постановления судом кассационной инстанции)

В удовлетворении иска отказано

Размер исковых требований, руб.: 8 983 419,05

Размер удовлетворенных требований, руб.: 0

Согласно положениям пунктов 2.7, 2.8 договора страхования данный договор вступает в силу, а также страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, произошедшие с 00 часов дня, следующего за днем уплаты страховой премии (первого взноса страховой премии), и оканчивается в 00 часов дня, указанного как дата окончания уборки урожая сельскохозяйственной культуры, — 20.10.2014.

Таким образом, на момент рассмотрения материалов дела действие договора страхования истекло.

Кроме того, из материалов дела следует, что у ЗАО СК «Авангард Полис» приказом Банка России от 06.08.2015 приостановлено действие лицензии. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для обязания Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края предоставить субсидию.

Обязание Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края принять решение о предоставлении субсидии в размере 8 983 419 руб. 05 коп. и перечисление ее страховщику, у которого приостановлено действие лицензии, в условиях, когда срок действия договора страхования истек, не приведет к восстановлению прав заявителя.

Учитывая изложенное, требования истца об обязании Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края принять решение о предоставлении субсидии в размере 8 983 419 руб. 05 коп. удовлетворению не подлежат.

Источник: решение Арбитражного суда Красноярского края