Минфин предложил сочетать классическое агрострахование с индексным с 2025 года

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Минфина РФ разработал «дорожную карту» по внедрению в сельском хозяйстве России индексного страхования, которое может стать дополнением к действующему мультирисковому (классическому) агрострахованию.

Как сообщил один из участников совещания на тему господдержки в агростраховании, прошедшего в Минфине в пятницу, на подготовку к реализации нового вида агрострахования потребуется 7 лет, она предусматривает принципиально новые подходы к организации страховой защиты. Провести такую подготовку можно до 2025 года, если начать уже в 2018 году. Собеседник агентства отметил, что ученые из НИФИ представили объемный доклад, одна часть доклада была посвящена оценке эффективности действующей системы государственной поддержки в агростраховании, другая — перспективам будущего развития сегмента.

В частности, авторы труда проанализировали различные варианты применения индексного страхования и сделали вывод, что во всех странах этот тип страхования оказывается дополнением к классической защите аграрных рисков. Индексные программы опираются на индекс вегетации, индекс погоды или индекс урожайности. Для России последний вариант наиболее приемлем, сделали вывод авторы доклада.

Как пояснил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, «природа индексного страхования в нашем восприятии скорее тяготеет к пониманию сделки «пари» и резко расходится с пониманием реального ущерба, который в настоящее время считается основанием для осуществления страховой выплаты в классическом понимании. Получатели выплат в связи с получением реального ущерба и его компенсацией не получают дополнительного дохода, они освобождаются от уплаты налогов с полученных сумм. В индексном страховании выплата может полагаться в случае, если аграрий не только не потерял урожай, но получил неплохие результаты. В этой связи при внедрении индексного страхования сообществу предстоит достаточно трудоемкий путь переосмысления действующих норм».

В предложенной на совещании в Минфине к рассмотрению «дорожной карте» ученые предложили приступить к разработке и утверждению концепции индексного страхования на базе индекса урожайности в России уже в первом квартале 2018 года, предполагается, что разработчиком будет Минфин РФ. Предполагается, что расходы на разработку профинансируют Минфин и Росстат.

Необходимые изменения в законодательство нужно будет внести в конце 2018 года — начале 2019 года. На корректировку требований по предоставлению статистики также потребуется время, в этом будут задействованы Минфин, Росстат и Минсельхоз.

Затем в РФ потребуется создать специальную базу данных по урожайности за 5 лет, которая ляжет в основу индексного страхования. Опираясь на собранную статистику, с 2023 года можно будет приступить к разработке правил индексного агрострахования, к указанным госведомствам при этом подключается Банк России.

Также в этот период необходимо разработать формат договоров, разработать и утвердить предельные тарифы страхования. Внесение необходимых изменений в законодательство должно, по замыслу ученых, завершиться к концу 2024 года, сама программа индексного страхования может стартовать в стране с 2025 года. Касаясь проблем эффективности существующей системы страхования в РФ, авторы доклада констатировали недостаточность ее гибкости и разнообразия, а главное — отсутствие установленной законом ответственности госведомств за соблюдение порядка предоставления субсидий. Так, в начале декабря 2017 года, когда на полях уже лежит снег, нормативная база, по которой выделяются субсидии на страхование посевов, еще только передана в Минюст на утверждение, ее невозможно применить. На исполнение закона о господдержке агрострахования в 2017 году остается последний месяц уходящего года.

Кроме того, в ходе обсуждения в пятницу ученые поддержали предложение ряда депутатов о выделении из состава единой сельскохозяйственной субсидии средств на агрострахование с господдержкой или закрепления квоты расходов регионов РФ на эти цели из средств единой агросубсидии. По их мнению, переход на единую субсидию также негативно сказался на резком падении объемов агрострахования с господдержкой. Анализ данных, проведенный учеными в докладе, показал, что в сфере добровольного страхования сельскохозяйственных рисков убыточность многие годы превышает 100%. Это означает, что без поддержки государства ни одна коммерческая структура таким видом страхования заниматься не будет.

Источник: Интерфакс